Вокзал

Курортный город Хаапсалу был излюбленным местом для летнего отдыха русской царской семьи, поэтому здание железнодорожного вокзала было возведено по специальному проекту. Идея строительства и ее воплощение были поддержаны самим русским императором. Проект пассажирского здания железнодорожного вокзала был разработан К. Вергеймом и В. Вестфаленом и подписан 19 октября 1904 года. Проект салона для принятия высших императорских персон был принят 28 июня 1905 года.

Строительство

Вокзал в Хаапсалу был построен усилиями местных рабочих за два года. Кроме императорского павильона в вокзальном комплексе был открыт зал для остальных пассажиров. Также на территории вокзала располагались склады для хранения рабочих инструментов и материалов, депо с мастерскими для проведения мелкого ремонта и резервуары с водой. По окончании строительства здания вокзала сразу была благоустроена общая территория станции: вокруг разбили красивые газоны с цветниками. В 1908 году здесь поставили деревянное ограждение, а вокзальная площадь была вымощена брусчаткой.

Инфраструктура вокзала

Комплекс вокзала в Хаапсалу, выполненный в стиле кружевного зодчества, был абсолютно не похожим на типовые здания железнодорожных станций. Он состоял из 4 частей.

Пассажирское здание. Из зала ожидания можно было попасть к дежурному полицейскому, начальнику вокзала и в служебные помещения, а также к телеграфистам. В здании находились кассы, специальные дамские комнаты и буфет. В залах была расставлена типичная для того времени мебель, только буфет был оборудован старинными столами и стульями из натурального дуба.

Императорский павильон. Здание включало в себя несколько комнат, в двух самых больших из них находились комнаты отдыха для императора Николая II и императрицы Александры Федоровны. Позже в данных апартаментах была открыта вокзальная гостиница. В настоящее время в них находятся экспозиции музея.

Галерея. Между пассажирским залом ожидания и императорским павильоном находилась открытая (но под крышей) галерея длиной 39 метров. В отдельные периоды времени она использовалась как летнее кафе. Из открытой галереи можно попасть прямо на перрон.

Закрытый перрон. В начале прошлого века это был самый длинный перрон — 216 метров — из всех тех, что существовали на станциях российских железных дорог. Он идеально подходил для того, чтобы принять царский железнодорожный состав.

Интересные факты

  • Во времена СССР здание вокзала в Хаапсалу было востребовано у многих кинематографистов: его часто использовали в качестве декораций, так как оно сохранилось без серьезных изменений. Капитальный ремонт помещений проходил в 50-х годах ХХ столетия.
  • В сентябре 1995 года из-за нехватки денежных средств на данном железнодорожном отрезке было прекращено движение поездов. После этого произошла передача железной дороги компании, которая была создана для ее сохранения. Однако движение поездов не было восстановлено, и в 2004 году железная дорога была полностью демонтирована.
  • Сегодня на станции Хаапсалу располагается Эстонский железнодорожный музей. Он был открыт еще в то время, когда железная дорога до Хаапсалу действовала, поэтому многие образцы подвижного состава были доставлены в музей на своих осях. Перед открытием музея здание было еще раз отреставрировано, и теперь оно снова радует посетителей резными наличниками окон и тонкими шпилями изящных башенок.

Параметры достопримечательности